История бани своими корнями
уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад
придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями.
Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два
раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные
каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам
поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной
старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их
искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то
есть без бани.
За 1,5 тыс. лет до нашей эры
баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.
В Древней Греции бани
появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с
каменным открытым очагом в центре.
Особой любовью и
популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал
культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали:
«Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь
и радость—до старости мы вместе»,— такая надпись сохранилась до наших дней на
стене одной древней постройки.
В бане римляне не только
мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При
банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и
спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в
день.
Как частные, так и
общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью —
драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н.
э. в Риме было построено 150 общественных бань.
Любопытно отметить, что
помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и
финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке—камни над раскаленными
углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.
В Древнем Риме ценили бани и
как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача
Асклепиада (128—56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению
даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного
необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и
прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,—утверждал Асклепиад — завладеть
вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и
оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные
ощущения у больного.
Парная баня на Руси (мыльня,
мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались
все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто
функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах.
Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы,
причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.
О русских банях писали многие иностранные
путешественники.
Олеарий (немецкий ученый
1603—1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг.,
писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех
городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати,
упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец потому,
что он не любил бани. «Русские,— сообщает Олеарии,— могут выносить сильный жар,
от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в
состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и
женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор,
валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в
баню».
Постройка бань разрешалась
всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить
на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего
один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по
ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись
целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в
общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и
мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в
1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам
вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а
женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.
Как написано в одном древнем
трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость,
здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание
красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в
баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.
Прогревание приводит к
благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма,
усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных
механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на
сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у
большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость,
повышает умственные способности.
Посмотрите, что писал о
русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы Елизаветы
Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина): «Не уповаю
я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню.
Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный
безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять
здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей
стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю
способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве
лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех
стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти
оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани
Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес
способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.
Не забывать бы нам, русским, об
этом!